Пилот своей жизни
Между «да» и «нет» пролегает целая жизнь. Именно в этом заключается разница между той дорогой, по которой идёшь, и той, на которую ты свернул. Именно тут зияет зазор между тем, кем ты хотел стать, и тем, кем ты являешься. Именно это пространство ты в будущем заполнишь ложью, причём обманывать будешь только самого себя.
Джоди Пиколт
В магазин вбегает мальчик лет десяти, рыжий чуб торчит из-под вязаной ярко-зелёной шапки, щёчки румяные, на коленках налипший снег, и кричит: «Скажите, как, как ему объяснить, что нельзя ходить в это аномальное место?! Это аномальная зона, понимаете?!»
Я останавливаюсь у выхода, ожидая, что за ним кто-то войдёт. Никого. Смотрю на мужчину у кассы, думая, что мальчик обращается к нему. Нет, видно, что они незнакомы. Очередь за кассой в недоумении разглядывает мальчугана. А он продолжает вопить: «С ума сойти, идти в аномальное место! Как мне его отговорить?! Сегодня там даже охраны нет!»
— Мальчик, ты с кем разговариваешь? — спрашиваю я.
— Со всеми вами.
— То есть ты пришёл в магазин, чтобы задать этот вопрос?
— Да. Здесь же люди, вот я и пришёл. Понимаете, мой друг хочет пойти в заброшенный детский лагерь, там, за пустырём, за лесопосадками, там аномальное место! — эмоционально, сбиваясь, отвечает мальчик.
Мужчина, работник магазина, стоящий у кассы, дружелюбно улыбается и мне, и мальчику. И я рекомендую обратиться за советом к нему.
Выхожу и всё же жду. Друга на улице не наблюдается.
Мальчик выбегает и тут же заходит в соседнюю дверь, там парикмахерская.
Я жду.
Вылетает минуты через три со стаканом воды.
— Ну что, получил совет?
— Нет. В магазине сказали, чтоб уходил, а в парикмахерской все заняты, сказали воды попить.
— Ну рассказывай, что там у тебя.
— Понимаете, я не могу сказать «нет». Он меня зазывает в это аномальное место, кричит: «Идём, идём!» А я не хочу туда идти. И ему не советую. Бабушка сказала, что это опасно. Он смеётся, что я её слушаюсь.
— Представь, что ты управляешь самолётом. Ты — пилот. Представил?
— Да. Только я всё равно не полечу в аномальную зону.
— Я как раз об этом. Представь, что ты знаешь правильный курс. Ты — опытный пилот. В твоём самолёте летят люди, может, даже твоя бабушка тоже там сидит.
— Ой, она уж напугается лететь, она вообще всегда за меня боится.
— Ну ты стал взрослым, и она не пугается с тобой летать и не боится уже больше за тебя.
Мальчик аж выпрямился и даже снова как-то умудрился уложить под руку огромные санки-ледянки, которые тащил за собой на толстой скрученной верёвке.
— Так вот, ты управляешь полётом. И тут вбегает второй пилот и кричит: «Сворачиваем с курса! Летим непонятно куда!» Ты свернёшь?
— Нет.
— Что ты скажешь ему?
— Так и скажу: «Нет, не сворачиваем, и попрошу не мешать мне управлять». А я главный там пилот? Командир?
— Да.
— Тогда он меня должен послушать.
Чувствуя, что выбрала какую-то уж очень сложную метафору, я замолчала в надежде на то, что мальчик найдёт свой ответ. Он тоже замолчал.
Мы шли вдвоём и молчали.
— Я понял, — тихо сказал мальчик. — Я — пилот своей жизни. И если я буду сворачивать с выбранного курса, моя жизнь может рухнуть. Я знаю, что скажу ему. Аномальное место для дураков. Если ты себя таким считаешь — иди.
Дальше мы разговаривали о том, как важно уметь сказать «нет» даже друзьям, даже, может, самым дорогим и близким людям, чтобы всё же знать и чувствовать свой курс, своё направление. Смеялись, представив бабушку, сидящую в центре управления полётами.
— Ой, я плохо слышу. Летите дальше сами, как знаете, — изображал мальчик бабушку.
Мы расстались на перекрёстке. Мальчик перешёл дорогу и помахал мне рукой. А я ему:
— Ты знаешь, что дорогу нельзя переходить на красный свет? — крикнула я.
— Да.
— А если кто-то скажет: «Беги на красный», побежишь?
— Нет, — ответил мальчик и приставил свободную правую руку к голове.
Такой чудесный рыжий мальчик — пилот своей жизни!
Спасибо, что ты встретился на моём пути.
Ольга Плисецкая
из книги «Бочонок Мёда для Сердца»